Мы уже рассказывали о том, как правильно строить освещение торговых залов, соблюдая световой баланс между общим и акцентным освещением. Также, неоднократно упоминалось и об освещении витрин магазина и создании ‘драмматических’ сцен освещения композиций внутри витрин при помощи светильников направленного света.
Наши выводы об особенностях построения акцентного освещения магазинов в большей степени были основаны на богатом практичсеком опыте в реализации светотехнических проектов торгового освещения. В этой статье мы хотим познакомить вас с теорией акцентного освещения и дать понятие ‘акцентирующего фактора’.
Визуальный эффект от освещения трехмерного объекта определяется двумя вещами: соотношением яркости освещаемого объекта и фона, называемым контрастом, и игрой ‘света и тени’ на самом объекте за счет его формы, текстуры и положения источника света. Для получения требуемого контраста очень важны диаметр, размер и форма пучка источника света. При планировании акцентного освещения важно определить требуемый эффект восприятия освещаемого объекта или композиции. Эффект от акцентного освещения может варьироваться в зависимости от используемого светотехнического оборудования от ‘заметного’ до ‘очень драматичного’. Градация этого эффекта оценивается акцентирующим фактором.
Акцентирующий фактор расчитывается как отношение освещенности в пятне или на освещаемом объекте к общей освещенности. На практике это то, о чем мы писали в статье ‘СВетовой баланс’. ‘Заметным’ считается акцентирующий фактор 2:1. Акцентирующий фактор 5:1 – уже ‘слабый театральный’, 15:1 – театральный, 30:1 – ‘драматичный’, 50:1 – ‘очень драматичный’.
‘Драмматичный’ и ‘очень драмматичный’ световой эффект от акцентного освещения может быть достигнут только при крайне низком уровне общего освещения. Например, в затемненной витрине, или в отдельных зонах торговго зала, где отсутствуют источники общего освещения.
Правила расчета акцентирующего фактора гворят о необходимости соотнесения освещенности в пятне к общей горизонтальной освещенности на высоте 1 метр от пола в зоне освещаемого объекта.
Для построения акцентного освещения с вышеперичсленными значениями акцентирующего фактора крайне важны характеристики светового пучка осветительных приборов, используемых в данном случае. Для определения характеристик светового пучка светильников и ламп используют понятие К-фактор. К-факторы подразделяются на 5 категорий. На данных изображениях хорошо видны эффекты, создаваемые различными по классификации К-факторов световыми пучками. Эти эффекты являются результатом только акцентного освещения, полностью исключая вшнешнее общее освещение.
Характеристики светового пучка формируются лампой, отражателем светильника, отражателем лампы (например, у ламп AR111 или металлогалогенных ламп CDMR111) или дополнительными аксессуарами, шторками, оптическими фильтрами.
В совокупности или отдельно друг от друга данные устройства спсобны создавать световые пучки от сверхчетких, выражающихся на освещаемом объекте пятном света с четкими границами, до размытых, которые будут выражены рассеянным освещением на объекте. Понятно, что для акцентного освещения больше необходимы световые приборы, способные создавать более четкие световые пучки.
К категория К1 по классификации К-фактор относятся световые пучки, спсобные создавать на освещаемом объекте световое пятно с четко выраженными очертаниями без рассеянного света. Такой эффект достигается за счет использования механических и оптических устройств, ограничивающих световой поток лампы и устраняющих рассеянный свет.
К таким устройствам, как уже говорилось выше, относятся шторки для прожекторов и специальная оптика. При помощи этих устройств могут быть сформированы световые пучки различной формы. Например, световое пятно может быть в форме любой несложной геометрической фигуры.
Классу ‘К1’ могут световые пучки малой и высокой интенсивности. Имеется в виду, что можно сформировать световой поток металлогалогенных ламп или малоинтенсивный световой поток галогенной лампы небольшой мощности. Все зависит от задач освещения и конструкции светильника, лампы и вспомогательных устройств.
К классу ‘К2’ относятся световые пучки формирующие на освещаемом объекте световое пятно с достаточно четкими очертаниями и небольшим количеством рассеянного света. Такой световой пучок идеально подойдет для создания театральных и драмматических эффектов акцентного освещения. Этому классу, обычно, соответствуют светильники с очень интенсивными световыми пучками: металлогалогеные прожектора или галогенные светильники с лампами прожекторного типа с интегрированным в корпус лампы отражателем (имеется в виду AR111 и PAR30, PAR20, PAR38).
Класс ‘К3’. Данному классу соответствует резкий переход от яркого пятна к зоне рассеянного света. Зона рассеянного света воспринимается в виде ‘кольца’ вокруг светового пятна. ДЛя создания такого эффекта подойдут светильники с световыми пучками высокой интенсивности, предназначенные для создания театральных эффектов.
Класс ‘К4’ отличается мягким переходом от относительно яркого светового пятна к зоне рассеянного света. При этом рассеянный свет участвует в общем освещении окружения объекта.
Класс ‘К5’ – это равномерный широкий пучок, не создающий видимого пятна. Для акцентного освещения этот тип не очень подходит, хотя и используется во многих российских модных магазинах. Профессионалы все же рекомендуют использовать этот тип для общего или дополнительного освещения.
При подготовке статьи использованы материалы компании PHILIPS.
Оцените статью!